Сабантуй

Что мы о нем знаем?


САБАНТУЙ, слово мужского рода

1. Традиционный татарский весенний праздник.

2. перен. Шумное веселье (разг. шутл.). 


Сабантуй - любимейший праздник татарского и башкирского народов, имеющий тысячелетнюю историю. Сегодня и русские, и чуваши, и мордва считают Сабантуй своим праздником, который отмечается ежегодно и широко, весело. 
С каждым годом ореол празднования Сабантуя неуклонно расширяется. Сегодня Сабантуй празднуют уже на всех континентах.


Веселый спортивный и бесплатный для участников праздник Сабантуй не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посевных работ. 
Сабантуй восславляет природу и труд землепашца. Обычно во время праздника проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодежные гуляния, готовятся праздничные угощения.


Сабантуй - народный праздник. 
Истоки празднования Cабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает "яровые", или в другом значении, - "плуг", а туй - "свадьба", "торжество". Таким образом, смысл слова Cабантуй – торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с Сабантуем. В XIX веке Cабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.


Сабантуй празднуется поэтапно:

  • приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы);
  • сбор детьми крашеных яиц;
  • сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сврзн);
  • сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сорэн) - не всегда и не везде;
  • сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях);
  • майдан - состязания;
  • вечерние молодежные игрища.

Сабантуй - праздник труда и дружбы.

(цитаты о Сабантуе)

"Сабантуй – это первый летний праздник, праздник плуга и полевых работ. Проходит он между двумя важными полевыми работами - посевом и сенокосом. 
Сабантуй – это кипение жизни, которое захватывает в свой водоворот каждого. 
Сабантуй – это возвращение к своим истокам, возвращение в свою родную среду. 
Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили татары - это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности." (Р.С. Акчурин)


"Сабантуй – праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился на наших землях даже в самые тяжкие времена. Даже в послевоенные годы, когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди раскрепощались от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой, в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее." (Р.М. Смаков)


"Сабантуй – не только название нашего популярнейшего народного праздника. Название уже давно переросло в понятие, в образ мироощущения. Таковым оно, кстати, вошло и в сознание русского народа. Помните, начало бессмертной поэмы А.Твардовского "Василий Теркин"? Наш общий любимец – солдат, рассуждает о трех видах Сабантуя на войне - малом, среднем и главном." (М.А.Гареев)


"С незапамятных времен у татар было два праздника Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию, они слились в один Сабантуй. Раньше праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр – борьбы, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь это уже национальный праздник, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй - яркое выражение любви татар к кормилице земле и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души! В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно и охотно участвуют другие народы - удмурды, чуваши, русские." (Э.Р.Тенишев)

Межнациональный праздник Сабантуй.

Сабантуй проводится по окончанию сева, потому что весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения подростков к самостоятельному труду. Как гласит татарская пословица: "Сначала труд, а почести придут потом". И действительно, на поле выходила мать, ближайшие родственники, чтобы посмотреть на чудо: сын, молодой человек, прокладывает самостоятельно первую борозду в своей жизни.

Народы, проживавшие долгие годы рядом, не только не враждовали, но наоборот, происходила преемственность культур, обычаев, образа жизни. 
Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями. Да, "предков заветы не развеют ветры". На празднике было много "можно" из того, что Коран запрещал. Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя было появляться в людных местах с мужчинами, а на Сабантуй женщины приходили. Шариат требовал, чтобы невесту и жениха выбирали родители, а на Сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы, влюблялись. Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке, показать ей, на что он способен . Как говорит народная мудрость: "Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь - в схватке бранной". Присутствие девушек на Сабантуе, а они не принимали участия в состязаниях, были только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными.

"Возможное сделает каждый, невозможное – отважный". Мужчина, ставший джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от тяжелого труда, берегли. В самой организации Сабантуя был заключен принцип: "Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой".


Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин, но и русский, чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину "средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать". Для Сабантуя характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Каждый из присутствующих в любой момент мог включиться в состязание, так как они были для всех знакомы, понятны, всеми единодушно принимались. Их мог придумать народ энергичный, добрый и жизнерадостный.

Борьба на поясах, конные скачки, многие другие, не менее увлекательные соревнования... Игры выбираются исходя из возможностей, но очень интересные. Хочется обратить внимание и на то, что ушло, забылось… 
Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Готовили их только молодые женщины, которые вышли замуж после последнего Сабантуя . Вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Они тоже по-своему состязались в рукоделии. Но самым почетным (именно почетным, а не дорогим) подарком считалось вышитое полотенце - тастымал. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию Сабантуя новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета (обычно в финале празднества). Заканчивался праздник Сабантуй гулянием молодежи до утра. Водились хороводы, пелись песни, играли скрипки, мандолины, гармони… 


Сейчас в Казани во время летнего солнце стояния проводится республиканский Сабантуй, который стал национальным праздником. Чудный праздник единения и веселья Сабантуй, живи и радуй людей. Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость. "Хоть брось его в грязь - алмаз всегда алмаз" - пословица говорит, как-будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций Сабантуя, цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа, обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и традициями.

Ближайшие соревнования