Исторический обзор

Борьба на поясах

Автор: Вильям Бакстер

Перевод: Гайнанова Юлия

Борьба на поясах как вид спорта имеет очень продолжительную историю и всегда играла важную роль в жизни человека.

Шесть тысяч лет назад появилось первое упоминание о борцовском поединке в западной литературе, в «Эпосе о Гильгамеше». В тот период установилась первая мировая цивилизация шумеров в Месопотамии. Была изобретена клинопись, древнейшая форма письма. Ею и был написан этот эпос, в котором рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше. Он доказывает свое превосходство в поединке с дикарем Энкиду. Когда Энкиду признал суверенитет Гильгамеша, он вещал:

«Одного тебя мать родила такого,


Буйволица Ограды, Нинсун!


Над мужами главою ты высоко вознесся,


Эллиль над людьми судил тебе царство!»

(перевод c аккадского И.М. Дьяконова)

В 1938 году американский археолог Доктор С.А. Спейзер из университета Пенсильвании нашел десятисантиметровую бронзовую статую двух борцов на поясах (в Кафайе рядом с Богдадом) в руинах храма шумерской богини Нинту. Статуя относится к периоду 4000 – 2800 лет до н. э.

Другая ранняя цивилизация в том же регионе, первая в мире империя - Аккадская. Ее населяли семиты. Их король Саргон основал город Агаде в 2300 году до н. э. И в итоге правил почти всей Месопотамией. Их язык, самый старый семитский диалект, до сих пор сохранился. Дощечка, написанная на этом языке в городе Мари 3700 лет назад, – одно из самых ранних упоминаний борьбы в западной истории. Король упрекает сына в лени и говорит:

«Ты думаешь над тем, как побить врага и какой ход сделать против него, но твой враг также пытается придумать хитрый план, как и борцы используют приемы против друг друга». Сам стиль борьбы не был описан, но кажется разумным предположить, что это был один из видов борьбы на поясах, так как культуры Урука и Аккадии были тесно связаны, а бронзовая статуя была найдена как раз в том регионе.

Борьба на поясах и борьба с хватом поверх штанов

Во многих культурах хват за пояс или штаны взаимозаменяемы. Интересный в этом смысле примером является Северная Испания. У многих народов во время борьбы одевается специальный пояс, кушак или ремень. Хват может также осуществляться и за пояс или верхнюю часть штанов. На старинных иллюстрациях или резьбе по дереву не всегда понятно, что есть что. Например, на двух каменных скульптурах 8-9 века из Ирландии. Они обе были подвергнуты атмосферным явлениям, так что сегодня нельзя быть уверенным, какой хват осуществляли борцы, изображенные на них.

Разновидности борьбы на поясах

Турецкий фестиваль борьбы Киркпинар

Вадодара, штат Гуджарат, Индия, 1877 год.

Борьбе на поясах из всех существующих видов борьбы сложнее всего дать четкое определение. В борьбе швинген хват изначально осуществлялся за пояс, в турецкой, пакистанской и индийской борьбе разрешается хват за штаны, но эти виды борьбы смешанные.

В индийской разновидности борьбы кушти борцам разрешается держатся за узкий костюм соперника (он называется джангия и изготавливается специально; его укрепляют тонким шнуром, вшитым в подогнутый край одежды, как в турецком киспете).

Основные техники борьбы – из свободного стиля, как в монгольской борьбе. Хотя, в финале фестиваля борьбы «Наадам 2005» в Монголии после вмешательства судей схватка в свободном стиле, которая начиналась в некотором смысле пассивно, в конце стала примером классической борьбы на поясах. Раунд был выигран в результате броска с помощью хвата за пояс побежденного противника.

Западная Европа

Страны альпийских гор

Hosenlumpf, Австрийские Альпы, 1875

Швейцарские солдаты практикуют Hosenlumpf/hosenlupf около 1902 года

Хозенлумпф (Hosenlumpf) – стиль борьбы, где хват осуществляется и за пояс, и за штаны, сейчас полностью исчез в Австрии, Швейцарии и Баварии. Официальные представители Федерации борьбы ранглен Зальцбурга подтвердили, что никогда не видели, чтобы данный вид борьбы практиковался. Этот вид спорта, возможно, вымер после второй мировой, как и некоторые другие местные стили борьбы.

Ранглен (Rangglen)

Ранглен – преобладающий вид борьбы в Тироле (Австрия). Он имеет очень давнюю историю происхождения. Впервые борьба ранглен была изображена в книге Ханса Вурма в 1505 году. Самое популярное ежегодное соревнование Hagmoar vom Hundstein было практически запрещено Архиепископом Зальцбурга в 1518 году из-за языческой коннотации и корней, но, к счастью, этот спорт и соревнования выжили.

Ранглен не является борьбой на поясах в чистом виде. В ней применяется свободный стиль, разрешено проведение приемов лежа. Чтобы выиграть, борец должен положить противника на лопатки. Поза «мост» рассматривается как падение, а в схватке в ничью оба соперника считаются проигравшими.

Слева ежегодное соревнование Hagmoar vom Hundstein, 2003 год; возможно, это самое древнее соревнование в мире, которое проводится в том же месте, в то же время, из года в год.

Справа иллюстрация из книги «Руководство по рукопашному бою для рыцарей» Ганса Вурма.

Швинген

Вид с высоты полета на проводимый дважды в год Чемпионат Швейцарии. Около сорока тысяч зрителей внутри арены, и примерно столько же за ее пределами.

Небольшой турнир, кантон Граубюнден, июнь 2007

Деньги в качестве награды на соревнованиях по швингену не приняты, но цена приза может быть очень высока. Победителям обычно предлагается выбрать призы в соответствии с местом, которые они заняли. Чемпион Швейцарии Jörg Abderhalden (король борьбы), получая свой шестой приз за первое место в турнире в Казисе, выбрал прекрасного быка стоимостью 8000 долларов. Его соперник Арнольд Форрер (Arnold Forrer) получил корову подешевле.

Англия

Монах держит приз победителя. Это мог быть петух, баран или даже лошадь, в зависимости от масштабности соревнования.

Средневековые стили борьбы Англии включали, в основном, борьбу на поясах и/или с хватом за штаны, хотя в период с 12 по 13 века в некоторых регионах Северной Англии захват осуществлялся за некое подобие шарфа или кушака, как изображено выше. Потом этот хват стал осуществляться, вероятно, за пояс или куртку. В одно время в Англии преобладала борьба с хватом за специальную куртку.

 Два борца, 13 век, приходская церковь города Нантвич, Англия

Франция

Набросок Виллара де Оннекура, примерно 1210 год

Виллар де Оннекур – гениальный архитектор, который работал для монахов примыкавшего к бенидекцинцам ордена цистерцианецев (около 1200-1400 гг.) и спроектировал многие потрясающие соборы Франции, включая соборы Шартре и Реймс. Он изобразил на одном чертеже плана алтаря церкви в Камбре борьбу. Там изображены два человека с голым торсом, каждый держит в руках пояс штанов противника, и их правые руки находятся под левой рукой противника. Этот документ находится в Национальной Библиотеке Франции.

Борцы на поясах, изображенные на сиденье на хорах в церкви Собора Пуатье. Эти сиденья подарил Собору Пуатье Жан де Мелун, который был епископом с 1235 по 1257 год.

Ирландия

Церковь Килтил (8-9 век).

Фрагмент каменного креста в городе Келлс (8-9 век).

Слева Рустим и Пуладванд и справа Рустим, обезумевший от того, что видит умирающего сына Сухраба. Иллюстрации из книги Шахнама, напечатаны в марте 1438 года.

В литературе Ирландии и Шотландии описываются события, происходившие в период с 800 г. до н.э. по 500 г. н.э. Мифологический герой Кучулэйн или Сетанта из национального ирландского эпоса Тайн Бо Куалинь одевает пояс, чтобы бороться на пляже Трач Изи. Это упоминание (первое о борьбе в ирландской литературе) отсылает к поединку, описанному в Фингалианском эпосе, впервые записанном христианскими монахами в 12 веке. История рассказывает о том, как герой Сетанта или Кучулэйн увидел вражеский флот, прибывающий из Шотландии, и поспешил на пляж Трайч Изи, чтобы встретить врага. Сетанту взяли в плен и вызвали на борцовский поединок. Он отложил оружие, одел пояс и победил. Его противник умер, но пообещал, что отец за него отомстит. Затем оказывается, что жертвой Сетанта был его собственный сын Конла. Похожие истории появляются и в Иране, и в Афганистане, только их героев зовут Рустим и сын Сухраб.

Норвегия

Статуэтка из Гудбрансдалена

Культура Норвегии схожа с культурами Великобритании и Исландии. В музее De Sandvigske Samlinger, Maihaugen в Лиллехаммере есть интересная статуэтка, датируемая 12 веком. Она изображает двоих борцов на поясах и хотя, без сомнений, имеет норвежское происхождение, может изображать борцов Исландии, Шотландии, Ирландии или Англии того периода.

Исландия

Слева фотография борьбы глима, Манитоба, Канада, 1915 год. Справа современный костюм для борьбы глима.

Борьбой глима обычно занимаются на деревянных полах, но эта фотография была сделана на выставке на Канарских островах в 2000 году.

Глима представляет огромную культурную ценность для Исландии и официально признана национальным видом спорта. Термин глима впервые был употреблен в Саге о Эгиле, которая была написана в раннем 13 веке. Слово Глима имеет тот же корень, что и современное английское слово glimpse (мимолетное видение), и означает что-то быстрое. Среди видов борьбы, упомянутых в саге, есть описания стиля, в котором соперники делают хват за пояс одной рукой и за внешнюю сторону штанины другой. Тем не менее бесспорно brókartök  или глима практиковались в неизменном виде на острове более 1100 лет.

Северная Германия и Славянские страны

Фотография Джорджа Хакеншмита из Эстонии, сделанная перед матчем, проходившем в Казино де Пари в январе 1902 года против Константа ле Бушера из Бельгии. Ле Бушер проиграл Хакеншмиту в мировом чемпионате по греко-римской борьбе на том же ринге неделей раньше.

Современная иллюстрация его победы над турком Ахмедом Мадарли на мировом чемпионате по греко-римской борьбе в Лондоне.

Джордж Хакеншмит, самый известный борец в мире конца 19 начала 20 века, заявил, что его опыт в русской борьбе на поясах помог ему победить чемпиона в стиле корниш (стиль борьбы Северо-Западной Англии, где хват производится за куртку) в Австралии. Но что из себя представляла тогда русская борьба на поясах?

Два брата-профессиональных борца, у которых было свое популярное цирковое шоу, написали в 1906 году статью и опубликовали серию фотографий о борьбе на поясах в спортивном журнале «Здоровье и Сила» в Лондоне. Там были показаны основные техники данного вида спорта. Используемый пояс был похож на упряжку, как показано ниже. Подножки были запрещены. Артур Саксон (1878-1921), один из этих братьев, (его настоящее имя было Артур Хеннинг) родился в Лейпциге. Он участвовал в Первой мировой и пострадал от голода и обморожения. Когда он попытался возродить свою карьеру циркового артиста, он не смог набрать прежнюю силу и обратился к профессиональной борьбе.

Поединки среди профессионалов проводились на таких площадках как, например, Цирк Чинизелли (первый каменный цирк в России). Наверное, самый знаменитый из участников таких поединков – Иван Поддубный (1871-1949), запорожский казак, который позднее стал профессиональным борцом греко-римкой борьбы и выиграл чемпионат мира шесть раз.

Когда он выиграл чемпионат мира в Лондоне в 1908 году, в награду ему подарили усыпанный бриллиантами пояс. «Усыпанный бриллиантами пояс, подаренный мистером Ф.С. Бостоком, – эта награда вызывает восхищение и привлекает тысячи людей к витрине офиса «Спортивной Жизни» на улице Брайд, 27». (Журнал «Здоровье и сила»).

Цирк Чинизелли

Иван Поддубный

Клуб Вон Краевски –  это, наверное, самый знаменитый борцовский клуб в мире. Он был основан 10 августа 1885 года. Его ученики специализировались сначала на «русско-швейцарской борьбе». Это примечание почти наверняка означает борьбу на поясах. Михаил Лихачев писал, что «названия для русской борьбы на поясах, такие как «швейцарская» или «русско-швейцарская борьба» – из старых времен цирковых поединков. Так, используя экзотическое заграничное название, борьбе на поясах придавали некую престижность».

Силач и борец на поясах Павел Ступин был ранним членом клуба Вон Краевски. Краевски искал знаменитых профессиональных силачей и борцов и приглашал их тренироваться в свой клуб, где они общались с денди. Последние изначально составляли основную аудиторию этого клуба. «Один из ранних членов был Иван Лебенев, исключительно хорошо сложенный тяжелоатлет и признанный эксперт, судья французской борьбы». (Французский стиль является одним из направлений греко-римской борьбы)

Вверху разновидность пояса, используемая в профессиональных поединках в России, Северной Германии и иногда в Англии в конце 19 века - начале 20 века.

Спортивный клуб в Берлине, 1902 год.

Вид борьбы на поясах, практикуемый среди русских крестьян, отличался от стиля, практикуемого профессиональными борцами в цирковых поединках.

Польша

Борьба, свободный стиль, Ратуша, 13 век

Название борьбы в Польше и некоторых других культурно близких ей странах – zapascie, что означает «на поясах». Борцы, практиковавшие этот строгий стиль без подножек, легко могли адаптироваться к новой французской или греко-римской борьбе, чья популярность набирала обороты в Восточной Европе в конце 19 века. Тем не менее, одно из ранних изображений борьбы в Польше показывает нам предположительно свободный стиль борьбы.

Перро Монте Испанский, один из величайших мастеров фехтования эпохи Ренессанса, написал в Италии в 1509 году книгу о всех стилях борьбы Европы. Он установил правила борцовских поединков в Польше, заложил основу. Перро Монте имел такой высокий авторитет, что с ним консультировался даже Леонардо Да Винчи.

Балканы

17 век, борьба на поясах, Болгария.

Борьба с хватом за кушак или пояс практиковалась прежде на всем Балканском полуострове, хотя сейчас появляется только в виде детской игры в национальных «фольклорных» выставках. Несмотря на это, борьба на поясах до сих пор практикуется среди татар, проживающих на берегах Дуная в Румынии.

Испания

Франциско Энсканциано, Президент Федерации борьбы Леона.

Типичный поединок леонской борьбы.

Борцы из Вальдалиги, около 1930 года.

Надпись на этой рекламе гласит «Наша история описана в борцовских чемпионатах».

Леонская борьба

Кантабрийское и леонское слово «auluche» означает «леонская борьба». Она

представляет из себя борьбу стоя с фиксированным хватом за специальный пояс. В 19 веке в Леоне захват осуществлялся за пояс штанов, но где-то в 1920 году для этого приспособили пояс. Очевидно, иногда использовали два пояса, как в исландской борьбе глима. Леонская борьба была стандартизирована, когда в 1932 году оснавали Федерацию борьбы Кастильи и Леона. Она была признана национальным видом спорта в провинции Леон. Гектор Гарсия Леонский выиграл третье место на мировом чемпионате по борьбе на поясах в Уфе в 2007 году. В провинции Кантабрия, на северном побережье Испании, преобладает разновидность борьбы с захватом сзади, как в Шотландии, Англии и на острове Сардиния. Но в горах на севере страны в соревнованиях между деревнями предпочитают захват за пояс, как в Леоне.

Канарские острова

Самая ранняя фотография канарской борьбы.

Соревнование в деревне, 1904 год.

Поединок современной лиги, проходящий по стандартизированным правилам канарской борьбы.

Местная борьба Канарских островов в раннем 15 веке была борьбой с захватом за пояс. На некоторых островах пояс или ремень был сделан из жил домашних животных, обычно овец или коз. Хулиан Сирило Морено (1841-1916) опубликовал серию газетных статей в 1868 году, озаглавленных «Исследование обычаев. Борьба и борцы». Он утверждал, что мумифицированное тело прославленного борца Артагуя Бенагуая Семидана Бенчоро Ангинегая было найдено в пещере на побережье Гран Канарии английским натуралистом Мистером Чизом. Его забрали в зоологический музей Лондона отлично сохранившимся, в хорошем состоянии. Его ремень для борьбы, обмотанный вокруг бедер, был сделан из растений и жил овец. Такой ремень сейчас заменяют шорты для борьбы.

Антонио де Виана описал Канарские острова и опубликовал книгу в Севилье в 1604 году. В главе 23 он написал поэму на 63 строчки, в которой речь идет о поединке между Калукой и Рукаденом. Эта поэма, написанная 130 лет спустя испанского завоевания, содержит детали и обстановку из устного фольклора и является первым детальным описанием поединка между двумя гуанчами. Борцы были обнажены, в поясах, их ноги намазаны маслом, а изначальный захват осуществлялся за пояс. Кроме масла и наготы, описываемый поединок соответствует современным схваткам по борьбе на поясах.

Борьба на Канарских островах стала жертвой режима Франко после испанской гражданской войны (1936-1939). Правила были стандартизированы в 1946 году, когда Федерация Канарских островов по борьбе вошла в состав Испанской Федерации борьбы.

Писатель Гарсия Борито заявил, что спорт «стал жертвой империальского объединения и унитаризма». Канарская борьба быстро потеряла многие черты, описанные писателями 19 века, так как характерные обычаи и варианты правил каждого отдельного острова были забыты из-за требования общего соответствия. Современная канарская борьба – это стиль с ослабленным захватом, в котором изначальный хват осуществляется за специальные льняные борцовские шорты.

Матч на острове Тенерифе.

Северная Америка

Два профессионала Скотсман Дункан С. Росс и его противник ирландец Капитан Дали.

Французско-канадские крестьяне борются по пути домой с рынка.

Стиль квадратного захвата был часто используем в соревнованиях широкого профиля в 19 и раннем 20 веках. Гравюра из дерева сверху справа показывает французско-канадских крестьян, наслаждающихся яркими оживленными поединками борьбы на поясах во время путешествия на пароходе из Квебека в Монреаль. Она из краткой иллюстрированной статьи, которая была опубликована в газете FRANK LESLIE’s ILLUSTRATED NEWSPAPER 23 января 1875 года.

Чарльз Морроу Вилсон написал «Прекрасные драки» в 1959 году. Он описывал историю борьбы с хватом за куртку, которая развилась из смеси ранней английской борьбы с хватом за куртку и борьбы на поясах восточных штатов США. Хотя Вилсон заявляет, что корни этой борьбы – из Ирландии. Он также написал, что французские канадцы очень любили борьбу. Только жители северной границы в Вермонте не имели своего стиля борьбы и по какой-то причине вообще не интересовались спортом. Эту мысль можно встретить в некоторых других книгах о истории спорта в Канаде, но ее опровергает иллюстрация сверху. Квадратный захват или захват за ремень – вид воротниковой и локтевой борьбы. Вилсон утверждает, что она пришла из Англии в 17 веке, хотя английские историки не согласны.

Это был вид борьбы на поясе или ремне, но правая сторона ремня имела деревянную ручку, так что противник не мог делать легкий захват.

Индия

Соревнование по борьбе Манипури в 1899 году

Мукна – это стиль Манипури борьбы. Он почитается как испытание на силу и ловкость. Выбираются атлеты примерно одного телосложения, веса и возраста. Поединки борьбы использовались для закрытия церемонии фестиваля Лаи Хараоба. Манипури борьба очень популярна и престижна, и до того, как Индия стала республикой, ей покровительствовали короли.

Мизорам

Мало известно о ранней истории мизорамов. Между 1750 и 1850 годами племена Мизо (тогда их звали Лушаи) мигрировали из местности вблизи Гор Чин и покорили культурно схожее местное население. Их стиль борьбы называется Инубан, и устный фольклор говорит, что Инубан родился в деревне Дунгтланд приблизительно в 1750 году как спорт людей Мизо после того, как они мигрировали из Бурмы на горы Лушаи.

Борьба на поясах Инубан имеет строгие правила. Пояс должен быть очень тугой, и пинки запрещены, также как и выход за круг, и даже сгибание коленей. Соревнование проводится в окружности четырех-четырех с половиной метров в диаметре. Цель – оторвать ноги противника от земли. Раунд длится 30-60 секунд, схватка длится до тех пор, пока борец не нарушает правило или не не удерживается на ногах.

Корея

Когурю был первым и самым большим национальным штатом Кореи. Он начал развиваться в первом веке до н.э. в бассейне Тунькоу реки Ялу Северной Кореи. К 500 году н. э. он окружил часть Маньжурии и две трети Корейского полуострова. Мы знаем много о традициях дворянства из фресок, украшавших их гробницы. В 6 веке «Гробница борцов» изображала «Сцены, где борцы развлекали знатных гостей...» (Куйлер)

Рисунок из «Гробниц борцов» в королевской гробнице Когурю (37 год до н.э. по 660 год н.э.).

Рисунок 18 века с крестьянского фестиваля.

Борьба Тсирум сохранила свою популярность и имеет долгую задокументированную историю. В 1450 году была опубликована книга “Эских рук и Техники через Диаграммы», она содержала много иллюстраций борьбы и безоружных борцовских техник. В Тсируме длинный кушак или шарф, называемый сатба, оборачивали вокруг правого бедра, левой кисти и пояса, чтобы можно было делать хват. Важные соревнования в Северной Корее показывают по телевизору. Они имеют большой отклик, программа всегда включает в себя традиционную музыку и танцы, чтобы подчеркнуть национальную важность спорта.

Международный турнир на Гран Канарии в 2000 году.

Олимпийская борьба и борьба на поясах

14 век, Ланкашир.

Многие историки не осознают, что вольный стиль борьбы в современных олимпийских играх развился из борьбы на поясах. «Сорви сколько сможешь», борьба из графства Ланкашир в северо-западной Англии – это прямой предок современной олимпийской вольной борьбы. Вид навесных стульев в Римской Католической церкви в Халсол Париш Церкви, изображеный выше, – это старейшее изображение борьбы из Ланкашира. Оно показывает поясную борьбу. Но случилось так, что низшие слои населения, которые не могли позволить себе купить специальный костюм для борьбы или рисковать тем, что их повседневная одежда порвется или испортится, к 16 веку развили свой стиль борьбы, в котором они сражались голые, в панталонах и нижнем белье. В конце 19 века начале 20 века спорт стал очень популярным, это был период золотого века профессиональной борьбы в Британии, США и Канаде, и на результаты важных матчей делались огромные пари. Борьба была очень успешным видом спорта в 1908 году на олимпийских играх в Лондоне и имела 5 весовых категорий, в которых состязались 6 наций. Греко-римская имела 4 категории. Борьба «сорви сколько сможешь» продолжает развиваться в техническом плане. Ее вариациям, которые столь успешны как телепрограммы и яркие борцовские схватки, часто дают фальшивые восточные имена в коммерческих целях, чтобы добавить престиж и экзотичность борцам.

Борнео

1894

Япония

Доказательства популярности разновидностей борьбы на поясах неоспоримы, ведь это фотографии почти из каждого уголка мира. Даже сумо, национальный спорт Японии, так любимый неатлетичными интеллектуалами, не что иное, как еще одна вариация борьбы на поясах. Хотя сумоистам дана большая свобода в правилах, большинство признанных бросковых техник включает в себя захват за пояс, как изображено внизу.

Заключение

На протяжении всей истории люди боролись для веселья, повышения собственного статуса или чтобы просто выжить. Борьба во всех своих вариациях –  самый распространенный вид спорта в мире. И современная борьба на поясах, хотя и (пока?) не является олимпийским видом спорта, одна из ее наиболее распространенных и важных разновидностей. Насколько возрастет ее роль в будущем, зависит от нескольких факторов, таких как политическое влияние и коммерческий интерес.

Техники современного сумо.

Современный мир спорта зависит от рынка и нуждается в дорогих технических инновациях, чтобы улучшить выступления, которые важны бизнесменам, рыночным агентам и коммерческим спонсорам. Им нужно продолжать продавать новые товары на очень конкурентном рынке. Некоторые виды спорта, например, лыжи, тяжелая и легкая атлетика – «заключенные» ученых, которые изобретают все более дорогое оборудование, иногда наркотики, чтобы улучшить результаты выступлений. Но борьба на поясах, во всем своем богатстве и разнообразии, свободна от технического прогресса. В борьбе важно только качество выступления, один против другого. Успех приходит только к тому, кто лучше тренировался и лучше борется.

Ближайшие соревнования